Главная Contacts Карта сайта

В центре внимания - труд педагога

На очередном заседании администрации Изобильненского муниципального района на повестку дня был вынесен вопрос «О реализации кадровой политики в образовательных учреждениях Изобильненского муниципального района».

Присутствующие с большим интересом слушали доклад начальника отдела образования АИМР СК Г.В. Мартиросяна. Он отметил, что в школах  района работают 713 педагогических работников, из них 640 учителей.  В детских дошкольных образовательных учреждениях – 395 педагогов.

Ведётся планомерная работа по повышению квалификации педагогических работников. Регулярно проводятся практические семинары, методические объединения, мастер-классы лучших учителей района, встречи с авторами учебников и программ по предметам, а также профессиональные конкурсы и фестивали. В результате наметилась положительная динамика качественного состава педагогических работников, увеличилось количество учителей, имеющих высшее профессиональное образование. Выросла и зарплата. Если в 2012 году она составляла 16 826 руб., то в 2013 году – уже 21 202 рублей.

         В то же время в формировании и развитии кадрового потенциала есть немало проблем. В школах более 21% учителей пенсионного возраста (в 2012 году – 19%). Остро стоит проблема обновления кадрового состава образовательных учреждений, привлечения молодых специалистов к препода­вательской работе и закреплению профессиональных педагогических кадров в образовательных учреждениях. Так, в 2011-2013 гг. в школы района прибыли 38 молодых специалистов, но закрепился только 21 человек. Анализ профориентационной работы показал, что за последние 3 года только 6% выпускников школ ориентированы на выбор педагогических специальностей.

       Из-за «кадрового голода» более 20% учителей общеобразовательных учреждений  вынуждены выполнять педагогическую нагрузку более чем на 1,5 ставки (27 часов и больше). Это, несомненно, не лучшим образом отражается на качестве подготовки учащихся.

Последовавшее за выступлением обсуждение позволило глубже вникнуть в проблемы, обозначенные в докладе. Так, например, озвученная зарплата включает в себя различную дополнительную нагрузку, в то время как «чистый» оклад гораздо меньше. Молодые специалисты нередко вынуждены довольствоваться зарплатой в 7-8 тысяч рублей, а многие из них, к тому же не имеют собственного жилья и вынуждены снимать его. Конечно, отсутствие жилья является одной из главных проблем кадрового обеспечения. Вместе с тем, директора школ отмечали с мест, что уровень и качество знаний молодых специалистов далеко не всегда находятся на должном уровне. Именно поэтому многие из них и уходят из профессии. Глава ИМР СК А.А. Чуриков и глава АИМР СК В.И. Козлов единодушно высказались о необходимости выделения муниципального жилья и компенсации денежных средств за аренду съемного жилья педагогическим работникам – так же как это последние два года делается в отношении медиков. В то же время главам поселений и директорам школ необходимо активнее проводить разъяснительную работу с педагогами о возможности участия в различных программах по предоставлению жилья, например «Социальное развитие села» и «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае».

В связи с наметившейся тенденцией к «старению» педагогов надо также совершенствовать  профориентационную работу с выпускниками школ по получению целевого направления для поступления в педагогические вузы. Важно повышать престиж профессии педагога. Об учителях должно быть больше материалов в СМИ, чтобы у тех, кто пришёл в профессию или только собирается посвятить ей свою жизнь, был достойный для подражания пример.

Прозвучали также предложения выплачивать из средств районного бюджета перспективным студентам педагогических вузов стипендию, а молодым специалистам – муниципальную доплату к зарплате. «Несмотря на то, что в этом году бюджет очень сложный, – отметил А.А. Чуриков, – мы готовы принять все эти меры, чтобы решить проблему кадров в образовании. Иначе скоро будет некому учить наших детей!»

Была затронута и тема внедрения в школах платных услуг. Например, часть оплаты за репетиторство, которым занимаются многие педагоги (и порой в ущерб основной работе), могла бы направляться на развитие учреждения – ремонт или обновление материально-технической базы. Как было отмечено, механизмы воплощения этого намерения в жизнь, уже прорабатываются в отделе образования.

По итогам обсуждения был дан ряд поручений, которые нашли отражение в принятом решении. В частности, будет проведён анализ «составляющих» заработной платы педагогов, чтобы максимально снизить зависимость учителей от стимулирующих выплат и повысить базовую часть. Будут проработаны пути решения и остальных названных проблем.  

Вторым на повестку дня был вынесен традиционный вопрос об организации летнего отдыха детей в 2014 году. В ходе обсуждения были затронуты его различные аспекты: непосредственно организация отдыха в пришкольных лагерях и на площадках по месту жительства, санитарно-эпидемиологическое благополучие, трудоустройство подростков, оздоровление детей и т.д. Из года в год данная работа в Изобильненском районе проводится на довольно высоком уровне, между всеми заинтересованными субъектами сложилось взаимопонимание. Данная работа начинается уже сейчас, за три месяца до наступления лета, чтобы подготовиться максимально тщательно и заранее решить все проблемные вопросы.

Л. Молдован.

Дата размещения: 
вт, 11.03.2014 14:57