Главная Contacts Карта сайта

На «Орбите» инновационного творчества

В марте текущего года в городе Изобильном тихо, без пышных торжеств и церемоний произошло знаковое для округа событие. На базе Центра культуры и спорта «Олимп» заработал центр молодежного инновационного творчества  «Орбита».

Что же скрывается за загадочной аббревиатурой ЦМИТ? Это уникальная площадка, оснащенная по последнему слову техники, призванная помогать школьникам, молодежи развивать свой творческий и научный потенциал.  Подобных  ЦМИТов в настоящее время в Ставропольском крае всего 9. И  если изначально они появлялись преимущественно в больших городах: Ставрополе, Невинномысске, Ессентуках и др, то сегодня доступ к инновационным технологиям получила и изобильненская молодежь. Ведь кто, как ни наше подрастающее поколение являет собой опору и фундамент для развития технической и научной мысли.
Конструирование, программирование, механика, электротехника и электроника, 3D-моделирование – те направления, по которым в центре ведется обучение детей, начиная уже с 7 летнего возраста. Побывав в «Орбите», мы убедились в уникальности данного образовательного пространства. Это не просто кружок, а настоящая творческая мастерская с совершенно уникальной атмосферой и техническими возможностями.
 
По статусу бизнесмены, по факту энтузиасты
 
Основателями «Орбиты» стали жители города Изобильного супруги Антон и Наталья Сапрыкины. В прошлом году от администрации округа они узнали о краевой программе поддержки малого бизнеса в области инновационного производства. Подготовили пакет документов, приняли участие и выиграли конкурс, получив от регионального министерства экономразвития субсидию на организацию центра. 
Так Сапрыкины стали бизнесменами, по факту оставшись энтузиастами, уже много лет живущими идеей популяризации технического творчества, развития инженерной мысли у детей и подростков. В систему дополнительного образования они пришли несколько лет назад. Первым был Антон – инженер Изобильненского ЛПУМГ, который в свободное от основной работы время организовал кружок IT-технологий, робототехники и программирования при Центре детского технического творчества. Направление оказалось востребованным у юных изобильненских изобретателей. Современные дети, едва ли не с пеленок увлеченные всякими умными гаджетами, с удовольствием потянулись сюда. Причем не только городские, но и ребята с периферии, которых привозили на занятия родители. Вскоре пришло осознание, что деятельность необходимо расширять. Требовался помощник. Ну а кто сможет подставить плечо в трудную минуту? Конечно, супруга. Тем более, что по образованию Наталья – педагог. Правда, трудиться ей приходилось на скучной работе в госучреждении, которую она без сожаления сменила на аудиторию в десятки пар пытливых детских глаз, жаждущих знаний и новых свершений. С тех пор ее работа – это ежедневный процесс живого творчества, когда из ничего руками обычных школьников рождается нечто.
 
«Место, где можно воплотить в жизнь все, что угодно»
 
Так говорят о своем ЦМИТе Сапрыкины. Были бы идеи и желание, недостатка в которых ни у преподавателей, ни и у воспитанников нет. Даже сейчас в разгар летних каникул ЦМИТ свою деятельность не приостанавливал, наоборот, в свободное от учебы время дети с удовольствием стремятся сюда. 
В день нашего посещения, несмотря на то, что был конец рабочего дня пятницы, мы застали ребят за работой. Одни подростки что-то паяли за столами, другие вместе с педагогами сосредоточенно рассматривали и обсуждали какие-то схемы и платы. Как выяснилось позже, это цмитовцы трудятся над созданием автоматизированных летков для шмелиных ульев. Не так давно наша газета рассказывала, что воспитанники и преподаватели «Орбиты» в поселке Солнечнодольске посетили предприятие, где занимаются разведением шмелей для теплиц и садов. Во время экскурсии ребята узнали, что у шмелеводов есть трудности. В частности, нужны управляемые ульи, чтобы, к примеру, во время обработки химикатами «умные» летки автоматически закрывались, предотвращая вылет и гибель насекомых. Так вот, за эту задачу увлеченно взялись юные кулибины «Орбиты», поставив цель решить проблему шмелеводов, и теперь ломают голову над ее решением.
Пока ребята были заняты, мы беседуем с Натальей, которая ведет нас в свою «вотчину» - класс для теоритических занятий. Как оказалось, строгое распределение обязанностей у Сапрыкиных есть не только в семье. На работе они тоже поделили зоны ответственности: Наталья отвечает за обучение, Антон за практику и работу на оборудовании.
Учебный класс оказался в соответствии с инновационным духом центра. За рабочими столами ноутбуки, а вместо доски -  интерактивная панель.
- Здесь ребята с 7 до 17 лет получают азы программирования и роботостроения, - рассказывает Наталья. – Обучение ведется на разных платформах, от простейших до более сложных с элементами программирования и электроники. Вот, к примеру, наш электронный конструктор «Амперка» российского производителя. Его компоненты схожи с теми деталями, что стоят в компьютерах и ноутбуках. Поэтому, работая с ними, ребенок начинает разбираться в том, как утроена техника. Сначала он берет плату и присоединяет к ней лампочку, потом учится управлять этой лампочкой, пишет программу, чтобы она, к примеру, мигала. Так воспроизводится известный во всем мире программистов код Hello world. То есть первый шаг в мир программирования сделан. Затем ученик добавляет еще компоненты, усложняя свое изобретение, и постепенно приходит  вот к таким машинкам. 
И Наталья указывает на шкаф, где на полках выстроились изобретения цмитовцев. От простых, выполненных руками малышей, до весьма необычных, напичканных датчиками и проводами, которые умеют объезжать препятствия или двигаться по заданной линии. 
- Это уже авторский продукт цифрового производства, - продолжает Наталья. - Помимо электронной «начинки», эти изделия сделаны в корпусе, который ребенок придумал сам, спроектировал и распечатал на 3D принтере. Подобные работы становятся участниками различных соревнований по робототехнике.
 
Зона современных технологий
 
Впечатлившись в классе, далее следуем в производственную зону, о которой рассказывает Антон. 
– Подбирая оборудование, мы постарались решить две задачи. Первая непосредственно связана с образованием детей. Но глобальной целью, к которой мы уже приблизились вплотную, было создание центра прототипирования для малого бизнеса. Это основа нашей бизнес-модели. Центр должен зарабатывать, направляя средства на техническое обслуживание, модернизацию станочной зоны, расходные материалы. Оплачивать труд работников ЦМИТа. Сегодня нельзя увлечь инвестора одной инновационной идеей. Тот, кто вкладывает деньги, хочет видеть осязаемый продукт. Помочь в этой проблеме может прототип, то есть рабочая модель, разработать и выпустить которую по силам нашему центру. Кроме того, воплотить свои задумки в жизнь: дизайнерские, технические у нас может каждый желающий.
Чтобы продемонстрировать возможности, Антон ведет меня по производственной мастерской. Вот станочная зона, где представлены современные токарный, фрезерный станки с программным управлением, станок лазерной резки и гравировки, ударный фотопринтер, способный делать фотореалистичные гравировки на металле и стекле.
Предмет особой гордости – высокотехнологичная зона, оснащенная самым крутым, иновационным оборудованием: 3D принтерами и сканерами. Вот, к примеру, принтер, одновременно печатающий двумя пластиками, один из которых смываемый для деталей с множеством полостей и сфер. Или американский станок, с помощью лазера создающий объемные фигуры точностью до 25 микрон. Он может успешно справиться даже с макетированием тонких ювелирных изделий. 
Конечно, чтобы все это оборудование исправно работало, нужен уход и обслуживание. В этом неоценимую помощь оказывает работник ЦМИТа – техник Дмитрий Курьян. Он с первых дней участвует в жизни «Орбиты». Молодой, энергичный, грамотный специалист, на которого во всем можно положиться, так характеризует его Антон Сапрыкин, добавляя: «Мы не просто коллектив, мы – команда».
 
Готовы пропадать здесь часами
 
Побывав в ЦМИТе, мы поинтересовались также мнением тех, кто занимается в «Орбите». Никита Сидоркин пришел в кружок робототехники, когда ему было 10 лет. Сегодня это уже 14-летний парень, который в момент нашего знакомства что-то сосредоточенно паял за столом. Как оказалось, компоненты будущего «умного» шмелиного улья, о котором мы рассказывали выше. 
Еще один из тех, кто готов приходить каждый день и пропадать в производственной мастерской часами - 13-летний Артем Вариница. На мой вопрос, а как же каникулы и не хочется ли отдохнуть? Однозначно отвечает: «Нет. Мне здесь очень нравится». В этом году Артем выступал на конференции в Северо-Кавказском федеральном университете, где очень достойно представил свой доклад в сфере робототехники. 
Пятый год занимается в кружке Артем Рыльцев. В этом году он перешел в одиннадцатый класс, и являет собой  наглядный пример того, как детское увлечение в конечном итоге определило выбор будущей профессии. Она однозначно в сфере инженерной специализации. В этом году Артем принимал участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «АгроНТИ-2019», проходившего в Ставропольском государственном аграрном университете, где стал победителем в категории  «АгроРоботы». Успех парня – это, несомненно, результат работы педагогов «Орбиты», обеспечивших достойную подготовку.
В настоящее время вместе с работником ЦМИТа Дмитрием Курьяном Артем изобретает рыболовные прикормочные кораблики – проект с GPS-навигацией, эхолотом с управлением со смартфона, который должен не только понравиться любителям рыбной ловли, но и превзойти по функциональности китайские изобретения. 
Также в разработке у цмитовцев социальный проект по созданию устройств системы «Доступная среда», которые помогут людям с ограниченными возможностями здоровья хорошо ориентироваться в общественных местах, и еще многое-многое другое. Вот так то. Кружок может и детский, однако задачи, за воплощение которых берутся его воспитанники, по-взрослому серьезные. 
Остается добавить, что за 5 месяцев работы ЦМИТ «Орбита» уже доказал свою востребованность. Помимо групп детей, занимающихся на постоянной основе, это около 30 ребят, в ходе выставок, конференций, мастер-классов здесь побывало более 350 детей и подростков. И все это активная, интересующаяся молодежь, которая готова впитывать прогресс, чтобы потом вершить его. 
В. Мурадян.
Фото автора.
 
Дата размещения: 
чтв, 15.08.2019 11:00

Добавить новое сообщение

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Данный код нужен для предотвращения засорения сайта спам сообщениями.
6 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.